

Волшебная сила кальция







Всем известно, что кальций нам необходим, потому что делает кости крепче. Однако это не единственная польза, которую он приносит организму. Не так давно стало ясно, что у этого непростого минерала есть множество других защитных функций.
Недостаток кальция приводит не только к повышению хрупкости костей, утверждают специалисты. Без него не могут обойтись ключевые процессы человеческого организма — сердечная деятельность и обмен веществ. Однако, по статистике, лишь 21% из нас потребляет необходимое количество кальция.
Мы приведем пять важных, но не очень известных доводов в доказательство того, что достаточное потребление кальция необходимо для здоровья.
Съедая ежедневно все эти питательные продукты, вы обеспечиваете свой организм необходимым количеством кальция. В стакане вареной китайской капусты содержится около 16% дневной нормы, в 100 г сардин — 32%, в 30 г кунжутного семени — 28%, в стакане молока — 30%.
Довод 1
Кальций помогает сбросить вес.
Исследования показывают, что диета, не содержащая достаточного количества кальция, приводит к образованию лишнего веса.
Конечно, можно поправляться, даже потребляя много кальция, однако сбалансированный рацион помогает поддерживать нормальный вес. Дело в том, как ваше тело реагирует на дефицит кальция. Если его не хватает, организм решает, что вы голодаете, и начинает функционировать в экстренном режиме, вырабатывая гормон околощитовидной железы. Этот гормон забирает кальций из костей и отправляет его в кровь. Кроме того, почки начинают синтезировать гормон — производную витамина D — для увеличения усвоения кальция.
Оба эти гормона стимулируют выработку жира и ухудшают его распад. В результате ваш организм накапливает жиры, даже если вы придерживаетесь низкокалорийной диеты. С другой стороны, увеличение потребления кальция сдерживает деятельность гормонов, так что жиры не накапливаются в организме, а быстро расщепляются. Диетологи полагают, что кальций, содержащийся как в обезжиренных молочных продуктах, так и в продуктах с нормальным содержанием жира, является эффективным средством для похудения.
При недостатке кальция в организме накапливаются жиры даже при низкокалорийной диете.
Довод 2
Кальций защищает сердце.
При недостатке кальция значительно увеличивается риск гипертонии. В ответ на его нехватку организм начинает высвобождать гормон, воздействующий на стенки гладких мышц. Они сокращаются, и повышается кровяное давление.
На самом деле, по мнению ученых, в регулировании давления потребление кальция играет огромную роль. Он помогает мышцам — в том числе и сердцу — сокращаться и расслабляться естественным образом и, кроме того, поддерживает нервную систему, регулирующую уровень давления в кровеносных артериях. Это подтверждают результаты исследований в области диетологии, опубликованные в «Медицинском журнале Новой Англии» в 1997 году.
В каких продуктах содержится больше кальция?
Ваша цель — получать максимальное количество кальция из пищи, поскольку в ее состав входят и другие ценные вещества. Большинство диетологов считают идеальным источником кальция обезжиренные молочные продукты, в том числе молоко и йогурт, которые и недорого стоят, и хорошо усваиваются. Впрочем, о молочных продуктах существуют разные мнения. В них иногда содержатся антибиотики, которые могут привести к проблемам с микрофлорой кишечника, а также гормон роста,
в безопасности которого не существует абсолютной уверенности. Некоторые специалисты связывают чрезмерное употребление молочных продуктов с риском возникновения рака. Кроме того, часто встречаются случаи непереносимости лактозы — неспособности переваривать молочный сахар. Какое бы решение относительно молочных продуктов вы ни приняли, стоит познакомиться и с другими источниками кальция.
Сколько кальция нужно?
9-18 лет: 1300 мг в день
19-50 пет: 1000 мг в день
51 год и старше: 1200 мг в день
Специалисты рекомендуют получать указанное количество из пищи и из добавок. Не употребляйте более 2500 мг ежедневно в форме таблеток, так как это может привести к появлению камней в почках. Если у вас повышенная активность щитовидной железы или уже есть камни в почках, перед приемом кальциевых добавок проконсультируйтесь с врачом.
Какие препараты предпочесть?
Добавки, содержащие карбонат кальция, широко распространены и стоят недорого, но для лучшего усвоения их надо принимать во время еды.
Цена на цитрат кальция выше, но организм всасывает его гораздо легче, и потому его прием так строго не регламентирован.
Натуральным добавкам лучше предпочесть искусственно синтезированные. Согласно данным исследования, проведенного в 2000 году, препараты, сделанные из устричных раковин, содержат свинец. Его количество значительно ниже допустимой нормы, однако чем меньше свинца вы потребляете, тем лучше.
Может ли кальций увеличить риск возникновения рака простаты?
Согласно данным исследования, проведенного в 2001 году в Медицинской школе Гарварда,
это вполне реально. Из 20 тысяч мужчин у 30%, принимавших наибольшее количество кальциевых добавок и молочных продуктов, риск рака простаты был выше, чем у тех, кто потреблял данный минерал в более умеренном количестве. Впрочем, эти результаты вовсе не означают, что мужчинам следует полностью исключить кальций из своего рациона. Специалисты по-прежнему рекомендуют принимать ежедневно по 1000 мг. Тем не менее, во избежание побочных эффектов, данную норму лучше не превышать.
Ученые обнаружили, что сбалансированное питание с обязательным ежедневным потреблением 2—3 порций обезжиренных и богатых кальцием молочных продуктов понижает систолическое давление на 5,5 пункта, а диастолическое — на 3. Не стоит переоценивать важность кальция для поддержания здоровья сердца. Он лишь одна из составляющих сложного комплекса, но крайне важная.
Довод 3
Кальций облегчает предменструальный синдром.
В 1998 году в «Американском журнале акушерства и гинекологии» были опубликованы данные, полученные в ходе исследования, проводившегося в нью-йоркской больнице имени Рузвельта. Из 500 женщин, участвовавших в эксперименте, половина принимала дважды в день по 600 мг карбоната кальция, в то время как другая половина получала плацебо — «пустышку». Выяснилось, что достаточное потребление кальция уменьшает симптомы предменструального синдрома: результаты становятся заметными спустя два месяца, а через три — происходит значительное улучшение состояния.
Объяснение этого эффекта снова кроется в деятельности регулирующих уровень кальция гормонов. Их синтез подавляется при достаточном потреблении кальция и увеличивается при его нехватке. У женщин, страдающих предменструальным синдромом, отмечается высокий уровень данных гормонов во время цикла. Возникают симптомы, схожие с кальциевой недостаточностью: мышечные спазмы, раздражительность, депрессия. Употребление минеральных добавок или продуктов, содержащих кальций, положительно влияет на эмоциональные и физические ощущения.
Довод 4
Кальций предотвращает рак кишечника.
Достаточное потребление кальция уменьшает риск возникновения рака кишечника и сокращает рост полипов. Точно объяснить механизм этого воздействия ученые пока не берутся. Однако, по всей видимости, причина в накоплении в кишечнике излишков неусвоенного кальция, который связывает другие химические вещества и выводит их из организма. Согласно научным исследованиям, одинакового эффекта можно добиться при помощи пищевых источников кальция и при приеме минеральных добавок.
Довод 5
Кальций укрепляет зубную эмаль.
Кальций защищает зубы косвенным образом. Зубы сами по себе являются достаточно инертным органом, так что попадающий в них кальций никуда не выводится.
Кальций также важен для нормального состояния костей челюсти. При недостатке кальция в организме эти кости, так же как и любые другие, начинают жертвовать им для успешного протекания обменных процессов.
Когда челюсти ослабевают, ухудшается и состояние зубов. Начинают накапливаться болезнетворные бактерии, вызывающие воспаления и кровоточивость десен.
Поэтому состояние ваших зубов и десен отражает общее состояние вашей костной системы. Первые признаки остеопороза обнаруживают именно стоматологи. Будьте особенно внимательны, если у вас чаще стали появляться дырки в зубах, если зубы начали качаться. В этом случае необходимо увеличить потребление кальция, чтобы решить проблемы.
Как улучшить усвоение кальция?
• ПОЛУЧАЙТЕ ДОСТАТОЧНО ВИТАМИНА D. Это вещество помогает транспортировать кальций через пищеварительный тракт к другим органам. Если вы живете в солнечном регионе, витамин D поступает в ваш организм через кожу — достаточно выходить на улицу на 15-20 минут 2-3 раза в неделю. В темное время года вам помогут богатые этим веществом продукты — зерновой хлеб и соевое молоко.
• НЕ ПРИНИМАЙТЕ БОЛЬШЕ 500 МГ КАЛЬЦИЯ ОДНОВРЕМЕННО. Именно такое количество минерала ваш организм способен усвоить за один раз.
• ПЕЙТЕ ДОБАВКИ НА НОЧЬ. Во сне кости растрачивают кальций — таким образом вы сможете свести потери к минимуму.
• НЕ КУРИТЕ, НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙТЕ ПОВАРЕННОЙ СОЛЬЮ И КОФЕИНОМ. Все это ухудшает усвоение
кальция.